Телефоны доверия

Доклад «Роспись костюма для танцевального коллектива «Эдельденс» МОУ «Гимназия №139»» на научно-практической конференции учащихся «Поиск» - 2009 г.

Автор эскиза костюма: Емельянцева Алена, 5 в класс

Авторы росписи, исполнители росписи:

  • Гриценко Олеся, 8 в класс
  • Калинина Ксения, 8 в класс
  • Шарабарина Елизавета, 5 б класс
  • Михальская Дарья, 5 б класс

Руководитель: Захарченко Елена Германовна

Актуальность темы доклада обусловлена не только нашей личной заинтересованностью в изучении данной темы, но и школьным заказом на выполнение росписи танцевального костюма. Данное исследование и выполнение росписи стало частью проекта по изготовлению танцевальных костюмов для восточного танца. Руководитель школьного хореографического коллектива «Эдельденс» Гребенщикова Лина Григорьевна обратилась с просьбой разработать костюмы для восточного танца. Автором эскизов костюма является учащаяся 5 «в» класса гимназии №139 Емельянцева Алена. Авторами эскизов и исполнителями росписи элементов танцевального костюма, являемся мы, и в выполнении росписи нам помогала Алена. Исполнителем танцевальных костюмов является учитель технологии Блохина С.А.

Цель данного исследования: выбор оптимальной техники росписи танцевальных костюмов.

Объект исследования: роспись по ткани.

Предмет исследования: роспись акриловыми красителями танцевального костюма для школьного хореографического коллектива «Эдельденс» МОУ «Гимназия №139».

Задачи:

  1. исследование теоретического материала по истории искусства, декоративно-прикладного искусства, дизайна, композиции с целью изучения истории развития росписи по ткани;
  2. исследование теоретического материала по технике росписи ткани акриловыми красителями для создания танцевальных костюмов декорированных росписью;
  3. создание эскизов росписи, выполнение росписи элементов танцевальных костюмов для школьного хореографического коллектива «Эдельденс».

Работа носит исследовательский и творческий характер. Анализ истории развития росписи по ткани, изучение техники росписи акриловыми красителями - это исследовательская часть работы. Творческая часть работы это - выполнение на основе изученного теоретического материала росписи элементов танцевальных костюмов для школьного хореографического коллектива «Эдельденс».

В процессе работы использовались разнообразные методы исследования. Их можно объединить в три группы. Это работа с теоретическим материалом, консультации со специалистами и творческий поиск. Теоретическая часть включает изучение, анализ, синтез литературы, накопление и осмысление теоретических знаний по интересующей теме (библиотека гимназии № 139, государственная научная библиотека им. А.С. Пушкина). Консультации со специалистами педагогом дополнительного образования гимназии № 139 Захарченко Е.Г., учителем хореографии гимназии № 139 Гребенщиковой Л.Г., учителем технологии гимназии № 139 Блохиной С.А.: это выбор литературы, оформление доклада, рекомендации и советы по выполнению композиции в материале. Выполнение композиций в материале велось по пути творческого поиска: выполнение эскизов, форэскизов, поиск цветовой гаммы, фактур, художественных приемов.

Первым этапом при выполнении эскизов росписи элементов танцевального костюма было знакомство с идеей хореографии танца и костюма в целом. Для выяснения этих вопросов мы консультировались с учителем хореографии гимназии Линой Григорьевной и автором эскиза костюма Емельянцевой Аленой. Основным требованием являлось то, что костюм должен быть для восточного танца. Отшиваться он будет из легких, пластичных тканей (искусственный шифон), что соответствует хореографии танца.

Алена в качестве творческого источника решила взять образ павлина, т.к. это яркий обобщенный ассоциативный образ восточной культуры. Именно павлин обладает необходимыми визуальными и знаковыми признаками, которые символизируют загадочность, величие, роскошь Востока. Характерные визуальные признаки, на которые мы опирались при разработке эскизов росписи - это, прежде всего, форма хвоста, сочная сине-зеленая окраска, переливы цвета от темно-синих до изумрудно-зеленых наличие эффекта «многоглазия» (приложение 2.2).

Также в костюме были запланированы интересные детали, такие как пояс-хвост, который в процессе танца должен разворачиваться и платки-вуали, закрывающие лицо. Данные элементы танцевального костюма мы решили декорировать росписью.

Следующим этапом стала разработка эскизов в карандаше, где мы предлагали различные решения пояса-хвоста и платка-вуали. После выбора эскизов росписи, мы выполнили серию форэскизов, с целью поиска цветового решения росписи. Завершающим этапом работы над эскизами было выполнение эскиза росписи в цвете.

Затем нам нужно было определиться с выбором техники росписи.

Основанием для этого выбора были требования к росписи танцевального костюма:

  • это, прежде всего, чтобы в зрительном зале цвета не воспринимались приглушенно, цвет должен быть ярким и насыщенным;
  • роспись должна подчеркивать легкость и пластику ткани;
  • уход за изделием должен быть простым и доступным (стирка, утюжка и т.д.)

В изостудии гимназии есть промышленные прямые и кислотные красители ткани. Изучив способ приготовления, и попробовав их приготовить, мы поняли, что это достаточно трудно сделать. Цвет получился глухой, некоторые красители выпали в осадок. Эти недостатки - трудность в приготовлении, а также в закреплении красителя на ткани, заставили нас искать другие техники росписи.

Следующим этапом нашего эксперимента стало выполнение образцов росписи красками «Батик-хобби», производитель «Гамма». Краски готовы к употреблению, прекрасно растекаются и смешиваются. Роспись производилась на искусственном шелке . Недостатком данных красок для нас стало то, что для росписи предпочтительно использовать натуральные ткани: шелк, шифон, хлопок. В нашем распоряжении был только искусственный шифон. Следовательно, краску на этой ткани было бы невозможно закрепить.

Более знакомой нам показалась техника росписи густыми акриловыми красителями «Олки», производитель ООО «Олки Арт». Краски по консистенции похожи на гуашь. Техника росписи данными красителями напоминает гуашевую, краски наносятся кистями, прекрасно смешиваются друг с другом. Были выполнены образцы по шифону, но они оказались грубыми и не соответствовали стилистике восточного танца. Но нами были расписаны ткани: джинс, хлопок, трикотаж - на этих более плотных тканях данные красители смотрелись более гармонично. Для образцов была использована наша одежда - футболки, топы, джинсы, юбки, сумки. Образцы были постираны стиральным порошком, что ни как не отразилось на их внешнем виде.

Затем были выполнены образцы жидкими акриловыми красками «Батик-акрил», производитель «Гамма». Данные краски готовы к употреблению, прекрасно растекаются и смешиваются друг с другом, создавая яркие чистые цвета. Краски просты в работе и не требуют трудоемкого закрепления паром, достаточно проутюжить расписанное изделие утюгом. Образцы были постираны стиральным порошком, что ни как не повлияло на яркость цвета.

На образцах были опробованы различные техники и приемы росписи:

  • свободная роспись;
  • свободная роспись с дорисовкой цветными контурами;
  • холодный батик с использование резерва;
  • холодный батик с использованием цветных контуров;
  • холодный батик с использованием эффекта присыпания солью.

На наш взгляд данная техника наиболее подходила к росписи костюма для танца, так как отвечала всем требованиям:

  • краски яркие и насыщенные
  • ткань после росписи сохраняла свои пластические свойства
  • роспись не была трудоемкой в плане разведения красок, хранении и закреплении на ткани
  • расписанное изделие не требует за собой сложного ухода.

Все образцы были показаны учителю хореографии и автору эскиза костюма. Выбор был сделан в пользу акриловых жидких красителей. Остановились на технике холодного батика с использованием резерва, дополнительные эффекты решено было не делать, т.к. их не будет видно из зрительного зала.

Следующим этапом было выполнение композиции в материале.

Целью данного этапа было выполнение росписи элементов танцевального костюма на ткани. Л.Г.Гребенщикова предоставила для росписи ткань - искусственный шифон, белого цвета. Прежде всего, необходимо было сделать картон росписи - рисунок росписи в натуральную величину. Затем ткань нужно натянуть на раму. Для росписи использовались сборные большие рамы, что давало возможность окрашивать сразу весь пояс (длина 1 метр 20 см и ширина 80 см). Поскольку шифон прозрачен, картон подкладывался под раму, и рисунок переводился сразу на ткань трубочкой, наполненной резервом. Краска наносилась ровными движениями кисти, начиная с края или из углов окрашиваемых плоскостей. Краски смешивались в пластиковых стаканчиках или на палитре. Затем ткань высушивалась естественным образом на раме в горизонтальном положении, так как при сушке в вертикальном положении краска стекает к нижнему краю, отчего образуются темные пятна. Работая над данным исследованием, мы приобрели новые теоретические знания и практические навыки и умения в области декоративно-прикладного творчества и дизайна.

В результате написан доклад, где мы попытались изложить все, что узнали в процессе работы, систематизировать теоретический материал, проанализировать историю развития росписи по ткани, техники росписи ткани, описать процесс выполнения росписи танцевального костюма: от поиска идеи, разработки эскизов, выбора оптимальной техники росписи до создания росписи.

Данное исследование и выполнение росписи - это наше участие в большом проекте по изготовлению танцевальных костюмов. Новым для нас стало участие в коллективном проекте, где каждый участник отвечал за свою часть работы, но в тоже время должен был учитывать мнение остальных и стремиться к решению главной задачи - созданию цельного и выразительного образа костюма для восточного танца.

Практическое значение работы - это шесть костюмов для восточного танца, которые были отшиты для хореографического коллектива «Эдельденс» гимназии № 139.