Я знаю, я умею!
У будущего первоклассника должны быть сформированы следующие знания и умения:
В области развития речи и готовности к овладению грамотой:
- уметь четко произносить все звуки речи;
- уметь интонационно выделять звук в словах;
- уметь выделять заданный звук в потоке речи;
- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- уметь произносить слова по слогам;
- уметь составлять предложения из 3-5 слов;
- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами», и т.д.);
- уметь составлять несколько предложений о предмете;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- уметь наизусть читать любимые стихотворения;
- уметь последовательно передавать содержание сказки.
Должны быть развиты элементы математического представления:
- знать цифры от 0 до 9;
- уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
- знать знаки +, -, =, «больше», «меньше»;
- уметь сравнивать числа первого десятка;
- уметь соотносить цифру и число предметов;
- уметь сравнивать две группы предметов;
- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
- уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»;
- уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире:
- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, ромашка, подсолнух) и называть их отличительные признаки;
- уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, корова, коза, …);
- уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…);
- иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – желтые и красные листья на деревьях, увядшая трава, сбор урожая…);
- знать названия 1-3 комнатных растений;
- знать 12 месяцев года;
- знать названия всех дней недели.
- знать в какой стране, в каком городе, на какой улице, в каком доме он живет;
- знать полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
- знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Продолжительность ежедневных занятий по развитию познавательных способностей первоклассников в домашних условиях (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут. Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.
В период подготовки к школе для ребенка полезны следующие занятия:
- Развитие мелких мышц руки:
- работа с конструкторами разного типа;
- работа с ножницами, пластилином;
- рисование в альбомах (карандашами, красками).
- Развитию познавательных способностей, а также мыслительных операций (памяти, внимания, восприятия, мышления) помогут следующие книги:
- Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». – М., 1994.
- Серия «Книги для талантливых детей и заботливых родителей»;
- Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе?» (Мышление. Моторика. Окружающий мир);
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей» - Ярославль, 1996;
- Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей» - Ярославль, 1996;
- Тушканова О.И. Подготовка руки к письму. – Волгоград, 1993.
- Черелюшкина Л.В. «Развитие памяти детей»- Ярославль, 1996;
- «Я начинаю учиться» (выпуски 1, 2, 3);