Телефоны доверия

Я знаю, я умею!

У будущего первоклассника должны быть сформированы следующие знания и умения:

В области развития речи и готовности к овладению грамотой:

  • уметь четко произносить все звуки речи;
  • уметь интонационно выделять звук в словах;
  • уметь выделять заданный звук в потоке речи;
  • уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • уметь произносить слова по слогам;
  • уметь составлять предложения из 3-5 слов;
  • уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
  • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
  • уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами», и т.д.);
  • уметь составлять несколько предложений о предмете;
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  • уметь наизусть читать любимые стихотворения;
  • уметь последовательно передавать содержание сказки.

Должны быть развиты элементы математического представления:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
  • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
  • знать знаки +, -, =, «больше», «меньше»;
  • уметь сравнивать числа первого десятка;
  • уметь соотносить цифру и число предметов;
  • уметь сравнивать две группы предметов;
  • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
  • уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
  • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»;
  • уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире:

  • уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, ромашка, подсолнух) и называть их отличительные признаки;
  • уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, корова, коза, …);
  • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…);
  • иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – желтые и красные листья на деревьях, увядшая трава, сбор урожая…);
  • знать названия 1-3 комнатных растений;
  • знать 12 месяцев года;
  • знать названия всех дней недели.
  • знать в какой стране, в каком городе, на какой улице, в каком доме он живет;
  • знать полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
  • знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Продолжительность ежедневных занятий по развитию познавательных способностей первоклассников в домашних условиях (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут. Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.

В период подготовки к школе для ребенка полезны следующие занятия:

  1. Развитие мелких мышц руки:
    • работа с конструкторами разного типа;
    • работа с ножницами, пластилином;
    • рисование в альбомах (карандашами, красками).
  2. Развитию познавательных способностей, а также мыслительных операций (памяти, внимания, восприятия, мышления) помогут следующие книги:
    • Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». – М., 1994.
    • Серия «Книги для талантливых детей и заботливых родителей»;
    • Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе?» (Мышление. Моторика. Окружающий мир);
    • Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей» - Ярославль, 1996;
    • Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей» - Ярославль, 1996;
    • Тушканова О.И. Подготовка руки к письму. – Волгоград, 1993.
    • Черелюшкина Л.В. «Развитие памяти детей»- Ярославль, 1996;
    • «Я начинаю учиться» (выпуски 1, 2, 3);